Сауны Оренбурга

Не уклоняться от перемен: Максим Фазуллин – о главной проблеме транспортной реформы

0 0

В последние месяцы в Оренбурге идет бурная дискуссия вокруг пассажирских перевозок и перспектив городского общественного транспорта.

Как директор ассоциации перевозчиков Оренбурга я всегда ставлю на первое место интересы и жителей города – наших пассажиров —  и предпринимателей. Следует понимать, что в данном случае все в равной степени заинтересованы в развитии рынка: пассажирам нужен комфорт и справедливая цена, городу – нормально работающая отрасль и налоги от перевозчиков, бизнесу – стабильность и поле для роста, трудовым коллективам – рабочие места и заработная плата. В стабилизации отрасли пассажирских заинтересованы все стороны.

В своей статье –
уже как экономист и эксперт в сфере пассажирских перевозок – я хочу
исключительно рационально описать «идеальную» модель работы общественного
транспорта в большом городе. А помимо экономики и затронуть некоторые
психологические факторы, которые в том числе формируют дискурс о пассажирских
перевозках в Оренбурге.

Нобелевский
лауреат по экономике Даниел Макфадден в 2007 году в докладе «Поведенческая
наука о транспорте»,  описал последствия
отказа от управленческой гибкости и внедрения рыночных отношений как «боязнь
рынка». В годы, когда санкционная волна столкнулась с последствиями
«коронакризиса», его тезисы становятся еще актуальнее для любой развивающейся
экономики, в частности – для такой чувствительной отрасли, как общественный
транспорт и пассажирские перевозки.

ИСТОРИЯ
ВОПРОСА

Тучные годы
прощали нам не только мелкие экономические промахи, но и серьезные
стратегические ошибки. Однако времена поменялись. И главные испытания на
прочность для экономики еще впереди. В турбулентное время гибкость
муниципального управления, в особенности если речь идет об эффективности
городской экономики, приобретает особое значение.

В следующих
абзацах я назову МУП «Оренбургские пассажирские перевозки» экономически
неэффективным. Полагаю, что противников у этого тезиса не будет ни в мэрии, ни
в городском совете, ни на предприятии: в Оренбурге на всех уровнях неоднократно
обсуждали эту проблему.

Десять лет назад
Россия взяла курс на отказ от неэффективных госпредприятий. В число компаний,
подлежащих переформатированию, вошли и муниципальные унитарные предприятия.
Несмотря на общий тренд (проявился он, кстати, и в Оренбурге, яркий пример —
аэропорт), МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» по-прежнему работает. Ее
доля на рынке общественного транспорта областного центра сегодня составляет 20%,
в год на предприятие тратят более 350 миллионов рублей.

Одной этой цифры
достаточно для описания неэффективности МУПа. Добавлю, что себестоимость
проезда в муниципальном автобусе: она составляет 58 рублей, что почти в два (!)
раза выше фактической цены билета. Это значит, что половину убытков оплачивает
городской бюджет. И это также значит, что ежегодно  Оренбург недосчитывается реконструкции
крупного парка или строительства школы из-за покрытия убыточности предприятия. Очевидно,
что жители города к тарифу в 58 рублей не готовы. И не будут готовы, ведь при
такой стоимости поездки в такси становится реальным конкурентом автобусу. И, в
конце концов, муниципальный общественный транспорт – это социальная история.
Безусловно. И возможность сохранить городской бюджет, не заставив жителей
переплачивать за пассажирский транспорт, есть.

Доля
частных перевозок в Оренбурге — 80%, транспортные компании «умещаются» в свои
тарифные 30-32 рубля (точнее, умещались до последних экономических потрясений).
Господдержки они не получают. Такая политика была возможна  за счёт разработки и внедрения системы управления. Она
позволяет эффективно руководить процессами, а также производить сравнительный
анализ теоретических расчётов и фактических показателей предприятия.
Сравнительный анализ в режиме онлайн формирует реестр отклонений от нормы и
даёт предпосылки для оперативного реагирования на угрозы экономической
безопасности предприятия и снижение качества услуг для потребителей
(пассажиров).

Сауны Оренбурга

Несмотря на
разницу в подходах и убытках, сегодня ставка в муниципальных перевозках сделана
именно на госпредприятие. Сделана она из благих намерений: ни один чиновник не
хочет сделать городу и его жителям плохо. Но каждый видит «успешный результат»
по-своему. В данном случае, для любого сотрудника администрации муниципальное
предприятие – это стабильность, предсказуемость и 100% управляемость. Много
разговоров и о коррупционной составляющей в транспортной реформе, но в данном
случае каждый сделает выводы сам. Или их позже сделают компетентные органы.

Совсем недавно «гостранспорт» и частники вполне спокойно соседствовали на маршрутах. Однако пандемия внесла коррективы: рынок сократился, пассажиропоток упал, цены на топливо выросли. Следом – уже в 2022 году – выросли цены на технику. Сегодня речь идет, по сути, о пропорциональном сжатии самого транспортного цеха. Иными словами, какие-то предприятия неизбежно должны сократиться или целиком уйти в небытие. Альтернатива – господдержка (на порядок меньшая, чем вливания в МУП). Но в Оренбурге речи об этом не идет: бюджетные деньги сконцентрированы вокруг МУПа (в данном случае управляемость оказалась важнее убыточности).

БОЯЗНЬ
РЫНКА

Мы уже
упоминали термин «боязнь рынка». Это понятие исчерпывающе описывает ситуацию,
происходящую в Оренбурге. Ситуацию, сильно упростив, можно свести к пословице:
«у кого есть выбор, у того проблемы». Специалисты, описывая ситуацию,
используют термин «агорафобия»: психологи объясняют его страх и беспокойство по
поводу нахождения в ситуациях или местах, где нет возможности легко их покинуть.
Относительно ответственных за решения о транспортной реформе чиновников
агорафобия проявляется в недоверии к рыночному решению проблемы  и распределению ресурсов, что, в свою
очередь, выражается в неспособности принять экономически последовательное верное
решение.

Легкого
выхода из ситуации с транспортом нет, поэтому принимается самое простое решение
с плохими, но предсказуемыми последствиями. Да, еще сто лет назад экономисты
писали, что рынки, действительно, наказывают потребителей за
непоследовательность. Однако рынки в то же время предлагают дорогу к успеху.
Они процветают на ошибках потребителей и быстро их используют. В результате
потребители учатся защищаться, отказываясь от торговых возможностей, ценность
которых неясна или неоднозначна. Рынок – всегда путь ошибок. Но он эффективнее
«Госплана».

Увы,
муниципальное управление – это не «чистый разум». Здесь, как и в любой сфере
человеческих взаимоотношений, есть эмоции, есть правила и практики. К
сожалению, рыночное наказание за плохое принятие решений порождает ответную
реакцию: рыночная система кажется неуправляемой. Результатом является
консервативный уклон в сторону привычного статус-кво: «Дьявол, которого ты
знаешь, лучше, чем дьявол, которого ты не знаешь».  Нельзя также исключать личные и социальные
риски, излишнюю публичность рыночной системы, социальное давление. Госслужащие в
такой ситуации усваивают социальное давление и делегируют процессы принятия
решений. Иными словами, отказываются от них.

На выходе получаем «антирыночную реакцию», а также отказ от гибкости и скорости в характере мышления должностных лиц и в механизмах принятия ими решений. В итоге за многие годы никто не пытался реформировать систему управления общественным транспортом города, хотя того и требовало федеральное законодательство. А после кризиса отрасли было принято «антирыночное» решение. Хорошо ли от этого рядовому пассажиру? В целом, его положение не ухудшилось. Однако городской бюджет – страдает. Предприниматели – страдают. Диалога у мэрии с перевозчиками не получается, и пока главная цель городских властей – максимально заместить частников муниципальными автобусами, конструктива в этих переговорах не будет.

При
сохранении существующего антирыночного подхода городских властей к
распределению бюджетных средств и при дальнейшем среднесрочном ухудшении
экономический обстановки, в сфере общественных перевозок областного центра останутся
только муниципальные транспортные предприятия, подключенные к гарантированному
бюджетному финансированию. В свою очередь, уход частников обнажит существенную
долю потребностей горожан в перевозках. Автобусов не хватит. Закрывать
потребность снова придется МКП, с соответствующим кратным увеличением затрат
городского бюджета. Этот пузырь госфинансирования рано или поздно может
лопнуть. И тогда городским властям придется либо заново отстраивать отрасль,
как это было в девяностых — начале нулевых годов, либо обращаться за
дополнительным финансированием. Это классическая «воронка ошибок», когда
последовательная цепочка из неверных решений ведет к самому плохому для города
и отрасли сценарию.

На фоне
всех этих, увы, весьма вероятных сценариев, мне представляется наиболее
предпочтительным адекватное времени срочное гибкое реагирование всех ветвей
власти в регионе, подобное тому, которое проявляет в своей работе федеральный
центр в условиях беспрецендентных экономических вызовов.

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.