Сауны Оренбурга

«Город, в котором нет конкуренции» — Виктор Богданов об урбанистике, архитектуре и любимом Оренбурге

0 0

«Разговоры про город» — специальный проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.

Статьи в Telegram-канале задумывались, как откровения художников, дизайнеров, архитекторов и других небезразличных к городу людей. Формат  — интервью. «Оренбург Медиа» поддержал проект и публикует его под рубрикой «Разговоры про город». Ищите статьи на нашем сайте, а также в социальных сетях под специальным хэштегом #разговорыпрогород.

Герой нового интервью — автор Telegram-канала «Оренбург | архитектура и урбанистика» Виктор Богданов.

Как бы ты описал наш город человеку, который здесь никогда не был?

Степная столица, последний осколок империи, «Капитанская
дочка», вьюга и буран, которые там описаны. У многих людей отбивает интерес к
Пушкину школьная программа, но если сейчас вы перечитаете «Капитанскую дочку»,
удивитесь, с какой любовью там описан Оренбург, Бердская крепость. С тех пор,
как Оренбург описал Пушкин в XIX веке, не так много и изменилось. Как он был
форпостом и окном в Азию, так и остался. Люди, архитектура — у нас
разносторонний сплав.

Оренбург часто обогащается чужой идентичностью, наверное
потому что у нас нет своей. Это видно в культуре, в искусстве. Оренбург —
город, в котором исторически нет конкуренции. У нас нет джазовой культуры, нет
симфонического оркестра, оперного театра, консерватории, архитектурная школа по
сравнению с соседними городами, к сожалению, слабее. С одной стороны, это
преимущество, не обладая особыми ресурсами, ты можешь сделать здесь классный
проект. С другой стороны, когда дойдешь до определенного уровня, дальше сложно
будет масштабировать свой опыт. Оренбург весь в этом — у нас исторически много
пустых лакун, но это и отличный вызов для нас.

Как ты можешь оценить культурную сферу нашего города?

Музейная сфера двигается в Оренбурге очень инертно. Центр Эрмитажа, который уже несколько лет пиариться на региональном уровне, даже если он и состоится, то это будет не совсем современный проект. Сейчас похоже, что он не нужен ни Оренбургу, ни Эрмитажу. Музей истории Оренбурга за последние 30 лет никак не поменялся, это тоже расстраивает. У нас есть положительный пример краеведческого музея и его работы с городским сообществом — это настраивает на оптимизм.

В дальнейшем город станет лучше?

Конечно. С течением времени все становится лучше. Если
вспомнить Оренбург 10-20 лет назад, то сейчас город конечно лучше, но нам не
хватает буста, город развивается очень инертно. Нужен драйв, как это было с
эффектом Бильбао. У нас любят говорить про мастер-планы, например, по
застройке мёртвого города. Но мастер-план во всем мире — это в первую очередь
про культуру и искусство. Например, сделать классную современную филармонию. Не
в цыганском стиле её отремонтировать, а пригласить классного современного
дирижёра, выделить деньги на симфонический оркестр и исполнять актуальную
музыку, а не маленькую ночную серенаду Моцарта семнадцать лет подряд.

У нас пока нет понимания, что мастер-план — это про
городские изменения именно в сфере культуры. Чиновники считают, что мастер-план
— это заасфальтировать широкие дороги и построить 17-этажные дома в степи.
Поэтому, если не будет такого буста, креативного человека во власти, готового
реализовать такие проекты, Оренбург будет сильно отставать не только от
городов-миллионников, но и от сомасштабных городов.

Как получилось, что тебе стало всё это небезразлично?

Так же как у тебя. Банально, не было ниши. Был Кац,
Варламов, разные региональные урбанисты, в Оренбурге, к сожалению, не было СМИ
или блогеров, кто бы рассказывал о городских изменениях. В 2020 году я создал
телеграм-канал «Оренбург |
архитектура и урбанистика», неожиданно получил большой отклик от горожан,
потом Дарья Беликова пригласила меня в эфир радиостанции «Эхо Москвы в
Оренбурге», и мы совместно с Антоном Вартановым в течении двух лет делали
урбанистическую передачу «Районы-кварталы», где совместно со слушателями
разбирались, как должен функционировать и выглядеть современный город. Пока
существовало «Эхо Москвы», был большой интерес со стороны горожан к теме
урбанистики. Явно эта тема больная, непроговоренная, есть незакрытый гештальт у
многих жителей города.

Есть идеи восстановить эту активность в другом формате?

Были идеи сделать с коллегами проект с публичными лекциями
на тему городских изменений. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге очень популярно
направление публичных лекции, в Оренбурге эта ниша также пока пустует. У
горожан есть огромный голод к знаниям. Да, можно сказать, что всё это в
какой-то форме есть на ютьюбе, но при этом я вижу явный запрос именно на
оффлайн-знания, который в Оренбурге, пока не реализован. Кстати, в соседних
регионах, как раз музеи и учреждения культуры берут на себя эту роль.

Сауны Оренбурга

Как ты считаешь, в чем проблема культурной сферы?

Тут дело в том, что во многих структурах руководство не
меняется десятилетиями. Каждый год одно и то же. Взять, хотя бы драмтеатр, там,
как во времена нашего детства, были постановки, «Раба своего возлюбленного»,
так и сейчас то же самое, те же самые актеры и сценические приемы. Городские
театры должны обновляться и меняться, приглашать актёров и режиссеров из других
регионов. Это нормальная практика.

Ты бы хотел уехать из Оренбурга?

Я люблю и могу сказать, что счастлив жить в Оренбурге и
уезжать из него не хочу. Да, ты можешь сказать, что в Оренбурге низкие
зарплаты, если переехать в Санкт-Петербург или Москву, то там на той же позиции
ты будешь получать в три-четыре раза больше. Но мне нравится Оренбург, нравится
наш степной вайб, Урал, возможность плавать на байдарке, кататься на лыжах по
Уралу зимой, ездить на природу. Оренбург — классный город для жизни, несмотря
на все проблемы, он очень компактный и плотный, ты можешь выстроить свою жизнь
так, что ты будешь везде успевать и у тебя будет оставаться много свободного
времени.

Большой плюс Оренбурга — хорошо сохранившийся старый центр.
Даже та его часть, которая перестраивается в духе капиталистического
романтизма, остается трех-четырехэтажной. Усадьба Городисского современникам
казалась очень наивной, наш провинциальный модерн начала XX века, которым мы
сегодня гордимся, у приезжих путешественников из Москвы и Петербурга вызывал
лёгкую усмешку из-за вторичности. Поэтому я абсолютно уверен, что спустя 40-50
лет архитекторы будут изучать оренбургский капром и стремиться сохранить его,
хотя сейчас мы им недовольны.

Советская улица до революции была улицей для чиновников, а
самой модной была улица Чичерина. Все ходили в заведения именно на Чичерина.
Поэтому на Советской мы повсюду видим утилитарный классицизм, и только в
нескольких местах появляется модерн. Чичерина — это аляпистая эклектика, где
каждый дом в разном стиле, поэтому для насмотренного человека Чичерина гораздо
интереснее Советской. Городские усадьбы, доходные дома, глиняные мазанки — этим
город и хорош, безумная смесь стилей.

У тебя есть любимые пути перемещения по городу?

Переулок Левашова хороший. Он находится в пятидесяти метрах
от Советской, но ты как будто попадаешь в другой мир и другое время  —
пьяные мужики в алкоголичках, кошки, бабули сидят на лавках, нет тротуаров,
какой-либо городской среды. Этому месту не нужно никакой реновации,
ревитализации, ведь тогда из него уйдет вот этот дух старины и провинциального
Оренбурга. Второй мой любимый путь — это переулки около Яицкой и Чичерина, там
есть места, которые мы обычно не замечаем, но именно такие жемчужины украшают
Оренбург.

Ещё мне нравится место, где Сакмара впадает в Урал. Там даже
вода разного цвета! Я несколько раз там бывал, приезжал на велосипеде, катался
на лодке — это очень живописная часть города. Ты должен сначала проехать через
очистные сооружения, потом, попадаешь в заброшенные дачи, дикие вишневые сады —
красота. Как зимой, так и летом там очень хорошо. Место не особенно известное,
но считаю, что каждому горожанину надо там побывать.

Нравится гулять вдоль поймы Сакмары, Урала. Сакмара больше
лесистая, пойма Урала — голая, степная. Интересно проплыть на лодке от
Татарской Каргалы до Оренбурга — классный маршрут, который не занимает много
сил. С воды город выглядит совершенно по-другому.

Чего не хватает Оренбургу?

Нормального городского медиа. В Оренбурге сегодня главное
городское медиа — это паблик «Оренбург онлайн», очень агрессивный, с грубой
подачей новостей и с хейтом в комментариях. Нет какого-то классного культурного
паблика, который мог бы выполнять роль бренд-медиа города. В Казани, например,
есть «Инде», портал, где есть актуальная городская афиша, гастроразборы, они
делают много хороших проектов. Оренбургу этого очень не хватает.

Сегодня, хорошее городское медиа —
это вещь, которая важнее для репутации города, чем архитектура или успехи в
спорте городских команд.

Хотите поддержать проект? Подпишитесь на
Telegram-канал, рассказывающий о культурной жизни Оренбурга. Следите
за новыми интервью, комментируйте интересное.

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.