«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

0 0


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

Даже в 1977 году в центре Орска можно было встретить гужевую повозку. Фото ОКМ

Орские автолюбители сейчас нередко жалуются на водителей грузовиков: мол, только сделают дорогу, приведут асфальт в порядок – они тут же разбивают новенькое покрытие! И городские власти согласны с ними в этом: именно поэтому по некоторым центральным дорогам проезд на большегрузах запрещен. Интересно, что такая проблема существовала и 70 лет назад. Правда, тогда асфальту угрожали не колеса грузовиков, а… лошадиные копыта.


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

Документ 70-летней давности

8 сентября 1950 года исполком Орского городского Совета принял решение, в котором запретил передвигаться по главным дорогам европейской части города на лошадях и тракторах. Сделано это было «в целях недопущения порчи асфальтированных и мощеных дорог конским колесным транспортом и тракторами».


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

60-е годы, улица Краматорская. Фото из архива В. Иванова

Тогда, 70 лет назад, европейский берег Урала был еще мало освоен. Самым крупным поселением (и новым центром Орска) считался нынешний поселок Строителей: в то время он носил красивое название «поселок Озерный», в честь самого крупного озера Орска – Песчаного.

Установить движение конного транспорта и тракторов по Ленинскому району: параллельно улице Строителей, по поселку Озерный с правой стороны при движении от трамвайной остановки «Локомотив №1» с выездом в конце улицы Строителей и по кварталам.

Решение №567 от 08.09.1950 года

Чтобы лошади не били подковами новый асфальт улицы Строителей, их пускали параллельной дорогой – примерно по нынешней улице Докучаева. Она была грунтовой, не жалко. Пути современного и устаревшего транспорта, шедшего из Старого города вместе, расходились возле остановки «Локомотив №1» – располагалась она на нынешней площади Гагарина.
  


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

Красной линией на современной спутниковой карте google.maps показана дорога для трамваев и автотранспорта, зеленой – для лошадей и тракторов

Дело в том, что строители громадного локомотивного (или паровозостроительного) завода, который начали возводить в 30-х годах, да так и не возвели, жили в нескольких стихийно возникших поселках. Первый находился на месте площади Гагарина, там, где позже возвели ДК Строителей. Второй – ближе к стройке, на месте нынешнего пединститута… Так вот: локомотивный завод так и не был запущен, проект законсервировали, а во время войны на его фундаменте основали сразу два завода-гиганта: ЮУМЗ и Мехзавод. Со временем и память о грандиозной стройке стерлась, а топонимы остались: трамвайная остановка долго еще называлась «Локомотив №1».


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

Конец 50-х, Доска Почета на проспекте Сталина. Фото из архива А. Соколова

В Октябрьском районе лошадям запретили ступать на мостовую проспекта Сталина (нынешнего Мира). Тогда это была главная дорога возводящегося Нового города – самая широкая, самая оживленная, замощенная булыжником (к слову, и до сих пор, когда на Мира отвалится кусок асфальта, под ним проглядывают старые камни).


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

1953 год, строительство домов на проспекте Мира. Фото ОКМ

Проспект Сталина вел мимо уже упоминавшихся Мехзавода и ЮУМЗа, мимо городской администрации (позднее – ДК «Серп и молот») с Доской Почета (в районе нынешней гостиницы «Урал»), новенького здания юумзовского ПТУ, временной электростанции (ВЭС), которая позже стала кондитерской фабрикой – и дальше, в Социалистический город, задуманный, но так и не достроенный европейскими архитекторами их Баухауса…

Уж конечно, допустить, чтобы проспект имени вождя (которому оставалось править еще 3 года, да он вообще казался бессмертным тогда) разбивали копытами лошади, городские власти никак не могли. И они постановили:

По Сталинскому району: параллельно проспекту им. Сталина по линии Р.Д. до переезда ВЭС с заездом в заводы, для движения конного транспорта в Соц. город вброд через реку Елшанку по пос. ЮУМЗ с выездом на ул. К. Маркса.

Решение №567 от 08.09.1950 года

Линия Р.Д. – это двухэтажные дома проекта «Р.Д.» (то есть «рабочий дом»), выстроенные в четком геометрическом порядке. Возводились они еще до войны для передовиков производства – те, кто передовиками не являлись, жили в бараках… Несколько Р.Д. сохранилось и до наших дней – это дома 8, 10, 12 по улице Школьной. Тогда их было гораздо больше. Так вот: лошадкам надо было бежать мимо этих домов к зданию временной электростанции (после того, как в эксплуатацию запустили Орскую ТЭЦ, в здании стала располагаться общественная баня и одновременно школа №8; потом – кондитерская фабрика, где изготавливали знаменитую орскую «птичку»; теперь в нем разместился торговый центр «Яшма»). Преодолев вброд неглубокую Елшанку (вероятно, брод располагался неподалеку от нынешнего Свято-Георгиевского собора), они добирались до улицы Карла Маркса.


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

Красной линией на современной спутниковой карте google.maps показана дорога для трамваев и автотранспорта, зеленой – для лошадей и тракторов

«Как это – до Маркса?! – удивитесь вы. – Маркса же в Старом городе!» Да, представьте себе, в прежние времена в Орске было две улицы с этим названием. Одна – в Старом городе (она и сейчас так называется), вторая – в Новом. Год спустя, в 1951, ее переименовали в улицу Станиславского.


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

1953 год, проспект Сталина. Фото ОКМ

Ну, а тогда, в 1950, было решено установить на улице Строителей и проспекте Сталина дорожные знаки, которые запрещали движение тракторов и гужевого транспорта.

Обязать начальника доротдела т. Колесникова в 5-дневный срок установить знаки движения конного транспорта и тракторов. Обязать начальника гормилиции т. Немцева весь движущийся конский транспорт и трактора по асфальтированным дорогам задерживать и принимать меры воздействия по закону.

Решение №567 от 08.09.1950 года

Эти знаки и сейчас описываются в ПДД, но на городских улицах их встретишь не часто:


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

Так эти знаки выглядят сейчас


«В целях недопущения порчи дорог конским транспортом»: как власти Орска запретили разбивать асфальт подковами

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

шестнадцать + 7 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.