Сауны Оренбурга

«В актере Плотникове не чувствуется капиталистического хищника»! Как орский драмтеатр 65 лет назад Джека Лондона ставил

0 0


«В актере Плотникове не чувствуется капиталистического хищника»! Как орский драмтеатр 65 лет назад Джека Лондона ставил

ДК Соцгорода на улице Московской. До войны там был клуб никельщиков, во время войны – госпиталь, а после – городской театр. Фото ОКМ

В феврале 1955 года в Орском городском комитете КПСС собрались ответственные товарищи. Они обсуждали важнейший вопрос: удалось ли режиссеру и артистам местного драматического театра поставить идеологически правильный, идейно выдержанный спектакль о борьбе социализма с капитализмом? Можно ли его показывать трудящимся? Протокол этого заседания вместе с газетными рецензиями и прочими материалами хранится в Орском филиале государственного областного архива.


«В актере Плотникове не чувствуется капиталистического хищника»! Как орский драмтеатр 65 лет назад Джека Лондона ставил

Протокол партийного совещания 65-летней давности

Обсуждалась на том историческом заседании постановка «Кражи», пьесы Джека Лондона, который, между прочим, был не только пламенным романтиком, но еще и коммунистом, и писал не только про покорение бескрайних просторов Америки, но и про ужасы американского капитализма. Сюжет вкратце: социалист Нокс раздобыл документы, обличающие темные делишки олигарха Старкуэтэра и собирается предать это гласности. Но подручные олигарха крадут эти документы, разворачивается драма. С одной стороны – Нокс, с другой – сам олигарх и его прислужники-марионетки: зять Чалмерс, продажный журналист Хаббард, циничный священник Ратлэнд и прочие. На сторону социалиста неожиданно переходит Маргарет, дочь олигарха – ей давно опротивели и отец, и муж, и все прочие, она влюбляется в правдоруба-Нокса…


«В актере Плотникове не чувствуется капиталистического хищника»! Как орский драмтеатр 65 лет назад Джека Лондона ставил

Орские артисты Н. Карпова, В. Тарабановский, И. Струженцов, И. Плотников. Фото из газеты «Чкаловская коммуна»

Ответственные товарищи в целом пьесу одобрили, хотя и обнаружили в постановке ряд недостатков:

Спектакль в целом получился хороший. Однако вместе с этим были отмечены и недостатки спектакля. В спектакле недостаточно пульсации. Маргарет в исполнении Хохловой и особенно Нокс в исполнении Тарабановского недостаточно жизненны, холодноваты вообще и друг к другу в особенности. Малоубедителен в роли Тома Чалмерса актер Плотников, в нем не чувствуется капиталистического хищника. 

Несмотря на эти недостатки, худсовет признал работу в целом удачной и дал отмашку: «к показу на зрителях разрешить. Похоже, публике он понравился. Еще бы – такая остросоциальная драма! Вот какая рецензия была опубликована в марте 1955 в местной газете:

Смотришь на сцену – и забываешь, что события, изображенные Джеком Лондоном, происходят 45 лет назад. Как похоже все это на сегодняшнюю Америку, где на нищете масс строит свое богатство кучка миллиардеров, где покупают голоса и жизни, где ради наживы готовы на любые преступления. Все уродства американской цивилизации, вся грязь и жестокость капиталистического мира раскрываются перед нами…

Газета «Орский рабочий»

09.03.1955

Сейчас это выглядит даже комично: автор рецензии Л. Большаков так уверенно опознает «сегодняшнюю Америку», будто он в ней полжизни прожил и воочию наблюдал вашингтонские битвы олигархов с социалистами… В целом, заявил он, труппой «создан интересный, острый спектакль большого политического звучания».


«В актере Плотникове не чувствуется капиталистического хищника»! Как орский драмтеатр 65 лет назад Джека Лондона ставил

Программка спектакля, изданная в 1955 году

А вот оренбургская критика (в областной центр орская труппа ездила с гастролями) приняла спектакль не так тепло – как раз потому, что политическое звучание оказалось слабоватым. Дескать, Лондон написал политический манифест, а орские артисты увлеклись любовной линией и скатились в мелодраму! Вот как свои претензии обосновал журналист областной газеты:

Сауны Оренбурга

В спектакле мелодраматически решена любовная линия Нокса и Маргарет… Артистка Н. Карпова не в полной мере доносит до зрителя мысль о том, что Маргарет похищает у отца документы не только во имя любви к Ноксу, но и ради того дела, которому он служит и которое стало близко самой Маргарет. Тема духовного мужания Маргарет еще недостаточно раскрыта в спектакле.

Газета «Чкаловская коммуна»

20.08.1955

Тут же оренбургский критик Л. Хазанов критикует «вялого» орского Нокса («Нокс должен увлекать людей за собой, сила его убежденности подчеркивается темпераментом смелого трибуна-борца»), «слишком прямолинейного» Чалмерса, и вообще, «многие персонажи, имеющие важное значение для более глубокого идейного прочтения пьесы, обрисованы недостаточно глубоко и четко».

И все-таки, смилостивился напоследок оренбургский рецензент, «несмотря на недостатки спектакля, зрители остаются благодарны театру за то, что он познакомил их с еще одним интересным произведением любимого писателя».


«В актере Плотникове не чувствуется капиталистического хищника»! Как орский драмтеатр 65 лет назад Джека Лондона ставил

Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.