Сауны Оренбурга

Персонаж города О. «Жёлтый Кубик» об Оренбурге и пикселях со смыслом

0 0

«Разговоры про город» — новый проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.

Статьи в Telegram-канале задумывались,
как откровения художников, дизайнеров, архитекторов и других небезразличных к
городу людей. Формат  — интервью.

«Оренбург Медиа» поддержал проект и публикует его под рубрикой «Разговоры про город». Ищите статьи также в социальных сетях под специальным хэштегом #разговорыпрогород.

Новое интервью автор посвятила анонимному персонажу в
Оренбурге. Он называет себя «Желтый Кубик» и создает пиксельный стрит-арт на
улицах города под слоганом «Плиточка к плиточке и плиточкой погоняет». У
персонажа собственный Telegram-канал,
где уже есть свои почитатели. Его работы узнаваемы и своего рода уникальны. Они
всегда на злобу дня и несут смысловой подтекст.

Твой Оренбург, он какой?

Больше старый Оренбург. Если ограничить улицами, то это — 8
марта, Постникова, Чичерина, обратно — по набережной. Несколько лет обитал в
этой местности по работе, много исходил и проникся. Там чувствуется душа,
конечно, потрёпанная немножко, но чувствуется. Хотя в «мёртвом городе» сейчас
тоже неплохо, много молодежи гуляет, как раньше на Советской. Сейчас старому
центру не хватает движухи, он больше увядающий.

То есть нужны какие-то точки притяжения?

Раньше перед новым годом были пробки в центре. А сейчас все
едут в Гулливер, Север, Армаду. Если раньше люди вечером гуляли в центре, то
сейчас кто-то гуляет в «мёртвом городе», потому что там всё есть.

Мне кажется, что никто не гуляет в «мертвом городе»!

Не знаю, мне так показалось по атмосфере — жизнь кипит.
Этого сейчас не хватает в центре и если это всё вернуть, движуху. Не просто
вниз вверх ходить, а эту жизнь вернуть, то он и сам заживёт. Хотя вот сейчас
фонари, тротуары сделали, стало приятнее гулять по 8 марта, по Володарского. На
Кобозева отреставрировали классное место — бывшие склады Путиловых и
Зарывновых. Там первые этажи идеально под ряд кафешек, можно сделать что-то
подобное уфимскому Арт-квадрату. Дворики у нас хорошие, красивые, но туда не
каждый захочет пойти, потому что это чья-то частная жизнь, есть же Советская,
многие с неё не сворачивают. А зря.

Если туда все начнут ходить, то уже вся атмосфера потеряется?

Может и так. Атмосфера как с картины 19 века, где кто-то
сидит в своем домашнем платье и ты заходишь, тебе бывают рады, а бывают пошлют.
Уйдет наверное, баланс же нужен. Но если там не будет жизни, то всё это будет
как квартира без хозяев, всё разрушится. Местные жители тоже по-разному
относятся, кому-то нравится, что они здесь живут, а кто-то считает, что это
кара небесная и когда уже всех переселят.

У тебя есть любимые маршруты?

Один вариант уйти в стороны переулков — Ивановского, Диспансерного,
где одноэтажные домики, где-то порушенные, где-то целые. На Кобозева, в районе
складов Путиловых-Зарывновых. Можно уйти мимо Кирова ближе к Краснознаменной.
Если брать Орджоникидзе, там тоже бывает интересно. Дальше 8 марта обычно не
ухожу. Там уже многоэтажки, не так интересно. Хотя вот недавно пошёл от Маршала
Жукова в сторону телевышки, там хорошие дворики, обжитые, чем-то напоминает
азиатские города.


Жёлтый Кубик. Ангел, ул. Максима Горького, 21

Когда есть некоторая насмотренность, то ты находишь красивое в любом месте.

Есть такое, ты уже понимаешь, что смотреть, куда идти. Если
ты видишь дворик, куда захотелось зайти — надо идти. Как в фотографии, если ты
видишь кадр, надо делать его сейчас. Возможно, ты сюда не вернешься, будет
другой свет, цвет.

Для тебя город про взаимодействие?

Я к этому пришел. Даже если ты смотришь на архитектуру.
Стоит столик, за которым в домино играют. Или кто-то своими руками сделал
украшение для клумбы — может, несовременно, но с душой. Дети мелом на асфальте
или плитке рисуют классики — через несколько дней сотрется, но это тоже
жизнь. 

То есть важен характер обжитости места? Получается, что люди своим бытом меняют пространство?

Они меняют отношение к пространству. Ты чувствуешь теплоту,
которая возникает. Чаще всего, когда люди живут где-то, в этом месте возникает
много несовершенств — сушилка для белья, вещи висят, сушатся. Несовершенство.
Но если это всё убрать, оставить чистым, пропадёт это ощущение жизни. В этом
вся суть.

Мне нравится эта ущербность. Если бы оно было всё зализано, пропал бы весь шарм.

Здесь опять хочется провести параллель с фотографией. Людей
цепляют не зализанные открыточные виды города, а фотографии с историей. Когда я
был в Петербург на Невском меня зацепило ощущение толпы, когда она не утягивает
тебя куда-то вперед, а ты идешь расслабленно, люди идут рядом, разговаривают,
смеются, кто-то серьезный по работе разговаривает. И ты не просто смотришь на
здания вокруг, а наслаждаешься атмосферой — это всё вместе.


Жёлтый Кубик. Винни-Пух, ул. Кирова, 30

Оренбургу не хватает жизни?

В центре — не хватает. Она последний год — два начинает
возрождаться: через дворики музеев и кафе, ночи музеев, через музыкантов на улице.
Это если про людей. А если про здания: старый город становится как беззубая
челюсть человека. Сколько наш старый город рушится и рушат. Поначалу очень
сильно переживал, сейчас также переживаю, но пытаюсь успокоить себя. Я понял
для себя, что Оренбургу не хватает любви.

Государственной или общественной?

Сауны Оренбурга

Наверное, и той, и другой. Её нет и у местных чиновников,
которые были при власти, и у неместных чиновников. Да и у нас тоже, у самих
горожан, её тоже нет. Это не требует каких-то сверхусилий. Если говорить про
новые вещи, то вот восточная часть набережной, неплохо сделали, а вот то что
сделали между ней и пешеходным мостом… Перила, вдоль тротуара, если прямо по
ним глянуть, они все ходуном ходят. Ты купил металл, нужно просто выставить по уровню
столбы, сварить их правильно. Но так не сделала ни тот, кто варил, ни тот кто
принимал. Хотя это в общем-то нетрудно — сделать хорошо, как для себя. Видно,
как то, что сделали 2-3 года назад, и сделали неплохо — как за этим не
ухаживают, не ремонтируют, не меняют. Батуты и фонтанчики с питьевой водой на
Набережной, газон (а точнее, сорняк) в парке Железнодорожников, высохшие
молодые деревья вдоль Володарского у Дома Советов и не только. Сейчас
послушаешь меня, и скажешь, что “негативлю”. Но я это оттого говорю, что такие
в целом хорошие вещи не доводят до ума. Хотя нужно совсем немного сил.

Жёлтый Кубик, Свободная касса, ул. Пролетарская, 45

Тебе не кажется, что стало больше людей, которым не всё равно?

Больше. И важно, что эти люди не пенсионного возраста.
Почему ширится? Может соцсети доносят до людей, экскурсоводы оказывают большое
влияние — отношение меняется. Лебедев и Варламов уже сколько лет назад
опубликовали свои посты, а их до сих пор крутят в подборке.

Давай поговорим о твоих работах.

Мне кажется, когда есть точки зацепок, притяжение, типа этих
желтых ног, аудиокассет, мозаики из плиточек — это, во-первых, диалог с
городом, а во-вторых, возможность походить по новым местам, чтобы это увидеть.
То есть, ты должен с Советской свернуть и пойти дальше. Недавно человек в
комментариях писал, что у него был день рождения и он сделал себе подарок —
устроил квест по всем мозаикам Жёлтого Кубика. То есть человек прошёл по всем
точкам, но он увидел не только их, он увидел сам город. Потом он приведёт
кого-то другого, покажет город ему. Появляются точки, где можно что-то
посмотреть —это важно. И ты будешь по-другому осмысливать город.


Жёлтый Кубик. Йода без троллейбуса, ул. Кирова, 1

Мозаика с Йодой и троллейбусом тоже живёт своей жизнью. Со
временем часть ее оторвали, а потом троллейбус вернулся и я удивляюсь тому, как
люди радуются в комментариях. Хотя они ведь уже видели, для них в этом
визуально нет ничего нового. А ещё, если про любовь и про неочевидные места, то
приходите на улицу Народную, 23. Там на большом розовом квадрате, что ЖКХ
нарисовал поверх граффити с сердцем, теперь народная любовь. Поэтому приходите
на улицу Народная. Ты была на улице Народной, 23?

Это где?

Кубик: Ну вот видишь! Это улица параллельная Пролетарской,
примерно на одной линии с жилым комплексом Берёзки, рядом железнодорожная
больница.

Как ты выбираешь тему?

Что-то полностью сам. Но во многих идеях у меня есть
помощники. Так, например, появился “скелетик” Санс из Undertale. Я в эту игру
не играл, но мой младший помощник предложил сделать этого чувачка. Просто
сделать его как-то грустно, а тут вроде как Новый год скоро, нарядил его в
красный колпак, поставил рядом украшенную ёлку. Почитал про него, оказалось,
что он довольно интересный персонаж. Он изначально помогает игроку во
время игры, но до определенной развилки. Если ты выбираешь один путь и начинаешь
убивать всех подряд монстров, его сородичей, то он перестает тебе помогать и ты
встретишься с ним в финальной битве в конце игры. А если игрок выбрал мирный
путь — Санс останется другом навсегда. Это про выбор. 


Жёлтый Кубик. Новогодний Санса, ул. Советская, 56

У меня есть свои герои. Винни-Пуха я знаю, у меня есть своё
отношение к нему, у тебя есть отношение. Он хорошо вписался в место. Это третья
по счёту работа, получилась знаковая.

Первая была с ангелом?

Кубик: Нет, это был маленький бульдожка, его отцарапали уже.

Ты ночью это делаешь?

Последние работы делаю в зависимости от температуры, нужно
чтобы было ноль-плюс один. Иначе не приклеится. Поэтому зачастую днём. Когда
было лето-начало осени, но чаще рано утром. 

Ты говорил, что в городе последние год-два что-то начало меняться. Что ты имеешь ввиду?

Сейчас какая-то движуха пошла, это хорошо. Наверное, будет
что-то новое возникать. Главное, чтобы это не было тэгами, пускай это будет
даже ДЕД, но на профлистах, которые потом уберут. Сложно, но можно понять.
Главное, чтобы не теги на всех зданиях бездумно. Я понимаю, что это из разряда
“я здесь был”, ну ты тогда будь здесь как-то поинтереснее. Как с ногой. Вот
нога есть, ты здесь был.

Стикеры интересные бывают, стал обращать внимание после
твоей лекции. Как-то шел по Кирова, на пересечении с Советской, и парень с
девушкой стоят возле водосточной трубы. Смотрю, он достал стикер, приклеил его,
пообнимались для маскировки, дальше пошли. Если бы я не был заточен глазом,
может быть и внимание не обратил.

Вы сейчас проводите выставки-маркеты, Лена Рюмшина с её
проектом про художников, работами в Camon Cafe — всё это имеет большое
значение. Это альтернатива музею, ведь не каждый придёт в музей, надо одеться
соответствующе, бабульки шикать на тебя будут. Конечно, это стереотипы, но
такое есть в головах у людей, и в моей голове в том числе.

Что-нибудь еще хочешь сказать про Жёлтого Кубика?

Пишите комментарии
про плиточки. Во-первых, это приятно 🙂 Но это не главное — часто в
комментариях нахожу новые идеи. А еще — понимаю, что всё не зря и что многих
людей мозаики не просто волнуют, но сами горожане наполняют их смыслом и
развивают в совершенно классные штуки. Это здорово.

Текст: Эльвира Карпова

Хотите поддержать проект? Подпишитесь на Telegram-канал, рассказывающий о культурной жизни Оренбурга. Следите за новыми интервью, комментируйте интересное.

Яна Ческидова о «хрупкой красоте» Оренбурга, старых зданиях и вдохновении

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.