Любители этого жанра были всегда. Программный директор «Восток-Запад» рассказал об авторском кино
В этом году у кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард» появился новый программный директор. Им стал киновед Роман Дорофеев. Отборщик фестивального кино рассказал о принципах подбора фильмов и сложностях выбора в период пандемии.
— Поскольку Вы новый человек на фестивале, расскажите немного о себе.
— Я
профессиональный киновед, последние годы занимаюсь кинопрокатом, в основном,
фестивального кино. Некоторое время назад, когда в Москве еще существовал
кинотеатр арт-хаусного кино «35 миллиметров», все основные показы
осуществлялись именно там, но после его закрытия, как и других киноцентров,
например, «Ролан», показ фестивального кино стал возможен только именно на
фестивалях.
— А есть ли сейчас потребность у зрителя смотреть подобные ленты, или этих людей «вымело» волной коммерческого, или патриотического кино?
— Любители
этого сложного жанра были всегда, даже в годы застоя они были. Да, их всегда
было немного, но это общемировая тенденция. Везде любителей блокбастеров
больше, чем поклонников авторского кино. Это нормально. Главное, чтобы была
возможность выбирать. И этому весьма способствуют кинофестивали, в том числе и
Оренбургский.
— Поговорим об этом. Как осуществлялся отбор фильмов, с какими проблемами вы столкнулись?
— Проблема главная
– пандемия, в результате которой отбор был крайне затруднен, в первую очередь в
российской программе. Производство ряда фильмов было остановлено, некоторые
даже не успели дойти до постопродакшн. К тому же, приоритетный отбор крупных
кинофорумов, таких как «Кинотавр», не позволил нам быть свободными в принятии решений. Но хочу
отметить, что выбор был.
— Если посмотреть список фильмов российского производства, то в этом году мы увидим практически только дебюты. Лишь два автора – Игорь Северов и Сергей Кузнецов — имеют в своей кинобиографии по два полнометражных фильма, остальные – либо короткий метр или документальное кино, либо вообще абсолютный дебют. Как это объяснить – бесстрашием молодежи или тонким ходом отборщиков?
— Можно сказать
и так, и так. Конечно, молодым очень хочется испытать себя, они еще не
научились бояться. А с другой стороны – это цепь случайностей. Так получилось…
И еще, уже в начале лета, когда начала формироваться
программа мы поняли, что никаких гостей из-за рубежа у нас не будет, и все
фильмы международной программы придется представлять мне, то главным стало,
чтобы приехало как можно больше российских авторов. И этого мы, пожалуй,
добились.
— Несколько слов о зарубежной программе. На мой взгляд, она весьма интересна.
— Здесь мне
было легче. Прошли фестивали в Венеции, Сан-Себастьяне, Гетеборге и Берлине –
выбирать было из чего. И где-то в апреле программа была сформирована. Потом
начались переговоры, они тоже были непростыми, но отбор состоялся. Я очень
благодарен директору фестиваля Татьяне Воронецкой, за то, что она сумела
сохранить киносмотр. Многие фильмы абсолютно в духе сегодняшних тенденций, это
испанский фильм «Бешенство», чешский «Террористка», а также картины известных
мастеров – это «Магия зверя» француза Доминика Молля.
— Есть ли у вас фаворит среди конкурсных фильмов?
— Вряд ли. Они все как мои временные дети. Всех люблю, всем желаю удачи.
Автор: Елена Чернова