Игорь Комиссарчик: Коронавирус, лебедь, рак и щука. Почему вопрос вакцинации расколол российское общество?
Google на этой неделе выпустил трогательный ролик об итогах года в России. Его главная мысль – события, которые объединяли и разъединяли россиян в 2021 году. И один из первых раскалывающих общество пунктов — вакцинация против коронавируса и QR-коды.
Буквально накануне Президент России Владимир Путин призвал
доработать закон о QR-кодах,
и вообще заниматься этой темой аккуратнее. К сожалению, это произошло только
сейчас, когда общество поляризовалось практически до максимальных отметок.
А ведь все этого могло бы и не быть. Год назад вакцину ждали
как избавление от локдаунов, ежедневных сводок из красных зон и общей
нестабильности. И она появилась. К сожалению, ровно с момента рождения
«Спутника V» — по
мнению как российских, так и иностранных специалистов – качественной и
эффективной вакцины, была запущена цепь стратегических и тактических ошибок,
которые сегодня не дают коллективному иммунитету и проценту прививок подняться
до приемлемых отметок.
- По телевизору начали рассказывать о вреде
импортных вакцин. При этом, несмотря на годы конфронтации с западом и санкций,
пиетет перед импортом у русского человека никуда не делся. И если уж по
телевизору сказали, что импортное – смертельно опасное и непроверенное, то что
российский зритель о нашем, отечественном? - В первые недели прививочной кампании вакцины не
хватает. При этом желающих – много, вплоть до очередей. В итоге некоторые люди
не смогли привиться ранней весной. А второй раз сделать над собой сверхусилие и
снова отправиться к врачам многие просто не захотели. - Мягкая пропаганда вакцинации становится более
агрессивной. В ряде регионов начинается третья волна, там вводят QR-коды. Региональные власти,
федеральные санитарные ведомства и минздрав говорят, что прививаться нужно
обязательно, что это общественный долг каждого. Президент каждый раз заявляет,
что прививка – дело добровольное. - Происходит скандал с «Эпиваккороной», который
также крайне негативно влияет на отношение к прививкам. - Пик вакцинации совпадает с самой большой волной
коронавируса за полтора года в России. Это дает пищу для антиваксеров, которые
связывают рост заболеваемости с прививками. - Розыгрыши и лотереи, стимулирующие вакцинацию,
формируют негативное отношение к прививкам в обществе: «разводят как дурачков».
С учетом репутации российских лотерей, в реальность розыгрышей никто не верит. - Некоторые регионы стимулируют не пациентов, а
врачей: медиком доплачивают за привитых. Странным образом в третью волну
коронавируса в областях с большим числом привитых и высоким уровнем
коллективного иммунитета возникает высокая заболеваемость. - Власти внезапно заявляют о допустимости выдачи QR-кодов непривитым с
антителами, что дискредитирует саму по себе идею вакцинации. - Россия – на пороге поголовного введения QR-кодов, но федеральные
власти продолжают говорить о том, что вакцинация является исключительно
добровольным делом. Прививка от коронавируса не включена в национальный
календарь прививок. - Многие регионы скрывают данные по статистике о
заболевших привитых, что порождает еще один виток недоверия к программе
вакцинации.
И это не говоря о том, что львиная доля федеральных
политиков в марте 2020 года вообще отрицала коронавирус и его опасность. Таких
много до сих пор. Элиты демонстрируют едва ли не больший правовой нигилизм в
вопросах пандемии – вспомним заседания федеральных, областных и городских
парламентов без масок, массовые мероприятия (которые запрещены частникам и
общественным организациям и разрешены государству), несогласованность действий
федеральных и региональных властей… список длинный. Очень длинный.
Рядовой российский гражданин исторически государству не
доверяет. А тут недоверие за полтора года наложилось на «взорванный мозг».
Федеральный центр хочет перезапустить программу пропаганды вакцинации, но
проблема в том, что перезапуск нужен, в том числе, и на уровне идеологии с
«большими смыслами», заниматься которыми пока никто не готов. Самое печальное –
то, что все это не со зла. И не из желания навредить. Все участники процесса
искренне хотят как лучше. Просто у каждого это «лучше» — свое. На выходе –
эффект лебедя, рака и щуки.
В итоге регионы вновь остаются один на один с проблемой вакцинации. В ситуации, когда любая местная инициатива может быть на 180 градусов повернута из-за новой инициативы федерального центра. Деньги из федерального правительства на борьбу с пандемией идут, однако когда финансы не подкреплены смыслами и стратегией, они обесцениваются сильнее, чем во время галопирующей инфляции. Пандемию в России победит не коллективный иммунитет и не качество здравоохранения, а только здравый смысл.
Главный редактор «Оренбург Медиа» Игорь Комиссарчик — для проекта «Оренбург.Тезисы«.
Все новости о пандемии и вакцинации в Оренбургской области — в специальной рубрике «Оренбург Медиа«.