Конкуренция — синоним развития. Игорь Комиссарчик о том, что спасет медиа-рынок региона

Несколько мыслей по прошедшему накануне Дню печати. Думаю, будет интересно в основном оренбургским медийщикам и экспертному сообществу, но в целом это можно перенести на любую отрасль.

Вчера награждали, поздравляли и чествовали в основном газеты (хотя лучшим журналистом стал телевизионщик). И в то же время вновь очень много говорили о потере тиражей, аудитории, а также о скором уходе печатных СМИ. И в то же время очень много писали о взлете и росте интернет-СМИ.

Причин тому называли множество: аудитория газет стареет, все
больше информации потребляют в интернете, газетное производство дороже,
издержки выше, логистика сложна и так далее. А мне пришла в голову еще одна
причина, по которой газеты (и не только газеты!) стагнируют.

Это тотальное отсутствие конкуренции.

Возьмем сегмент интернет-СМИ. В Оренбурге есть как минимум
20 СМИ, которые так или иначе работают в одном поле и конкурируют между собой.
Есть три лидера, за которыми гонятся сайты, занимающие позиции с 4 по 10. Есть
11-15 место, которое кусает ряды десятки. Есть андердоги, которые пытаются
попасть в ТОП-15. Есть малыши, которые периодически доползают до ТОП-20.
Конкуренция жесточайшая. Один день неудачного выпуска, один полноценный
выходной, один технический сбой и уже завтра твой трафик достался другому.
Агрегаторы, рекомендательные сервисы, соцсети, мессенджеры. Это не платформы
для распространения твоего контента. Это платформы, на которых ты обязан
выходить, иначе сожрут. А потому – постоянное развитие в плане контента, в
плане технологий, в плане платформ. И, как следствие постоянный рост.

А что у газет? Мы постоянно говорим о стагнации районок. Но
куда развиваться районке, когда другой газеты в территории нет? С кем кусаться?
Кого обгонять? Зачем делать красивый дизайн или моднейшую первую полосу, если
ты тут один?

Областные газеты в этом плане находятся в чуть более выгодной позиции, но и тут конкурировать между собой им сложно. У каждого издания есть своя давно сформировавшаяся аудитория. «Комсомолку» вместо «Южного Урала» из-за красивой первой полосы купят единицы. Никто не переподпишется с «Оренуржья» на «Сударыню». Даже революция в верстке и формировании выпуска не поможет откусить даже 10% у конкурентов. Газеты борются за читателя, который по какой-то причине не определился с любимым изданием, или вообще их не читает.

Выход с одинаковыми обложками в конце 2020 года стал первой большой PR-акцией оренбургских газет за последние несколько лет

Тут очень яркий пример – телевидение. Когда в Оренбурге было
4-5 каналов и они друг с другом кусались, телеконтент был на порядок
интереснее, нежели сейчас. Сегодня же есть ГТРК с большим охватом, ОРТ с
небольшим охватом и локальный UTV.
Их аудитории почти не пересекаются. Конкуренции за зрителя нет.

В то же время радиостанции Оренбурга живут в жесточайшей
борьбе за слушателя на волне. И тут ситуация немного похожа на интернет-СМИ:
удержаться в рынке поможет только постоянное развитие.

Конкуренция, конечно, далеко не единственная причина. Но она
очень важная. Именно соперничество порождает внутреннюю мотивацию работать.
Заставляет думать. Эти два качества – мотивация и постоянный поиск решений —
способны сворачивать горы даже при самой плохой конъюнктуре рынка.

Источник

интернет
Comments (0)
Add Comment