«Город, в котором нет конкуренции» — Виктор Богданов об урбанистике, архитектуре и любимом Оренбурге

«Разговоры про город» — специальный проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.

Статьи в Telegram-канале задумывались, как откровения художников, дизайнеров, архитекторов и других небезразличных к городу людей. Формат  — интервью. «Оренбург Медиа» поддержал проект и публикует его под рубрикой «Разговоры про город». Ищите статьи на нашем сайте, а также в социальных сетях под специальным хэштегом #разговорыпрогород.

Герой нового интервью — автор Telegram-канала «Оренбург | архитектура и урбанистика» Виктор Богданов.

Как бы ты описал наш город человеку, который здесь никогда не был?

Степная столица, последний осколок империи, «Капитанская
дочка», вьюга и буран, которые там описаны. У многих людей отбивает интерес к
Пушкину школьная программа, но если сейчас вы перечитаете «Капитанскую дочку»,
удивитесь, с какой любовью там описан Оренбург, Бердская крепость. С тех пор,
как Оренбург описал Пушкин в XIX веке, не так много и изменилось. Как он был
форпостом и окном в Азию, так и остался. Люди, архитектура — у нас
разносторонний сплав.

Оренбург часто обогащается чужой идентичностью, наверное
потому что у нас нет своей. Это видно в культуре, в искусстве. Оренбург —
город, в котором исторически нет конкуренции. У нас нет джазовой культуры, нет
симфонического оркестра, оперного театра, консерватории, архитектурная школа по
сравнению с соседними городами, к сожалению, слабее. С одной стороны, это
преимущество, не обладая особыми ресурсами, ты можешь сделать здесь классный
проект. С другой стороны, когда дойдешь до определенного уровня, дальше сложно
будет масштабировать свой опыт. Оренбург весь в этом — у нас исторически много
пустых лакун, но это и отличный вызов для нас.

Как ты можешь оценить культурную сферу нашего города?

Музейная сфера двигается в Оренбурге очень инертно. Центр Эрмитажа, который уже несколько лет пиариться на региональном уровне, даже если он и состоится, то это будет не совсем современный проект. Сейчас похоже, что он не нужен ни Оренбургу, ни Эрмитажу. Музей истории Оренбурга за последние 30 лет никак не поменялся, это тоже расстраивает. У нас есть положительный пример краеведческого музея и его работы с городским сообществом — это настраивает на оптимизм.

В дальнейшем город станет лучше?

Конечно. С течением времени все становится лучше. Если
вспомнить Оренбург 10-20 лет назад, то сейчас город конечно лучше, но нам не
хватает буста, город развивается очень инертно. Нужен драйв, как это было с
эффектом Бильбао. У нас любят говорить про мастер-планы, например, по
застройке мёртвого города. Но мастер-план во всем мире — это в первую очередь
про культуру и искусство. Например, сделать классную современную филармонию. Не
в цыганском стиле её отремонтировать, а пригласить классного современного
дирижёра, выделить деньги на симфонический оркестр и исполнять актуальную
музыку, а не маленькую ночную серенаду Моцарта семнадцать лет подряд.

У нас пока нет понимания, что мастер-план — это про
городские изменения именно в сфере культуры. Чиновники считают, что мастер-план
— это заасфальтировать широкие дороги и построить 17-этажные дома в степи.
Поэтому, если не будет такого буста, креативного человека во власти, готового
реализовать такие проекты, Оренбург будет сильно отставать не только от
городов-миллионников, но и от сомасштабных городов.

Как получилось, что тебе стало всё это небезразлично?

Так же как у тебя. Банально, не было ниши. Был Кац,
Варламов, разные региональные урбанисты, в Оренбурге, к сожалению, не было СМИ
или блогеров, кто бы рассказывал о городских изменениях. В 2020 году я создал
телеграм-канал «Оренбург |
архитектура и урбанистика», неожиданно получил большой отклик от горожан,
потом Дарья Беликова пригласила меня в эфир радиостанции «Эхо Москвы в
Оренбурге», и мы совместно с Антоном Вартановым в течении двух лет делали
урбанистическую передачу «Районы-кварталы», где совместно со слушателями
разбирались, как должен функционировать и выглядеть современный город. Пока
существовало «Эхо Москвы», был большой интерес со стороны горожан к теме
урбанистики. Явно эта тема больная, непроговоренная, есть незакрытый гештальт у
многих жителей города.

Есть идеи восстановить эту активность в другом формате?

Были идеи сделать с коллегами проект с публичными лекциями
на тему городских изменений. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге очень популярно
направление публичных лекции, в Оренбурге эта ниша также пока пустует. У
горожан есть огромный голод к знаниям. Да, можно сказать, что всё это в
какой-то форме есть на ютьюбе, но при этом я вижу явный запрос именно на
оффлайн-знания, который в Оренбурге, пока не реализован. Кстати, в соседних
регионах, как раз музеи и учреждения культуры берут на себя эту роль.

Как ты считаешь, в чем проблема культурной сферы?

Тут дело в том, что во многих структурах руководство не
меняется десятилетиями. Каждый год одно и то же. Взять, хотя бы драмтеатр, там,
как во времена нашего детства, были постановки, «Раба своего возлюбленного»,
так и сейчас то же самое, те же самые актеры и сценические приемы. Городские
театры должны обновляться и меняться, приглашать актёров и режиссеров из других
регионов. Это нормальная практика.

Ты бы хотел уехать из Оренбурга?

Я люблю и могу сказать, что счастлив жить в Оренбурге и
уезжать из него не хочу. Да, ты можешь сказать, что в Оренбурге низкие
зарплаты, если переехать в Санкт-Петербург или Москву, то там на той же позиции
ты будешь получать в три-четыре раза больше. Но мне нравится Оренбург, нравится
наш степной вайб, Урал, возможность плавать на байдарке, кататься на лыжах по
Уралу зимой, ездить на природу. Оренбург — классный город для жизни, несмотря
на все проблемы, он очень компактный и плотный, ты можешь выстроить свою жизнь
так, что ты будешь везде успевать и у тебя будет оставаться много свободного
времени.

Большой плюс Оренбурга — хорошо сохранившийся старый центр.
Даже та его часть, которая перестраивается в духе капиталистического
романтизма, остается трех-четырехэтажной. Усадьба Городисского современникам
казалась очень наивной, наш провинциальный модерн начала XX века, которым мы
сегодня гордимся, у приезжих путешественников из Москвы и Петербурга вызывал
лёгкую усмешку из-за вторичности. Поэтому я абсолютно уверен, что спустя 40-50
лет архитекторы будут изучать оренбургский капром и стремиться сохранить его,
хотя сейчас мы им недовольны.

Советская улица до революции была улицей для чиновников, а
самой модной была улица Чичерина. Все ходили в заведения именно на Чичерина.
Поэтому на Советской мы повсюду видим утилитарный классицизм, и только в
нескольких местах появляется модерн. Чичерина — это аляпистая эклектика, где
каждый дом в разном стиле, поэтому для насмотренного человека Чичерина гораздо
интереснее Советской. Городские усадьбы, доходные дома, глиняные мазанки — этим
город и хорош, безумная смесь стилей.

У тебя есть любимые пути перемещения по городу?

Переулок Левашова хороший. Он находится в пятидесяти метрах
от Советской, но ты как будто попадаешь в другой мир и другое время  —
пьяные мужики в алкоголичках, кошки, бабули сидят на лавках, нет тротуаров,
какой-либо городской среды. Этому месту не нужно никакой реновации,
ревитализации, ведь тогда из него уйдет вот этот дух старины и провинциального
Оренбурга. Второй мой любимый путь — это переулки около Яицкой и Чичерина, там
есть места, которые мы обычно не замечаем, но именно такие жемчужины украшают
Оренбург.

Ещё мне нравится место, где Сакмара впадает в Урал. Там даже
вода разного цвета! Я несколько раз там бывал, приезжал на велосипеде, катался
на лодке — это очень живописная часть города. Ты должен сначала проехать через
очистные сооружения, потом, попадаешь в заброшенные дачи, дикие вишневые сады —
красота. Как зимой, так и летом там очень хорошо. Место не особенно известное,
но считаю, что каждому горожанину надо там побывать.

Нравится гулять вдоль поймы Сакмары, Урала. Сакмара больше
лесистая, пойма Урала — голая, степная. Интересно проплыть на лодке от
Татарской Каргалы до Оренбурга — классный маршрут, который не занимает много
сил. С воды город выглядит совершенно по-другому.

Чего не хватает Оренбургу?

Нормального городского медиа. В Оренбурге сегодня главное
городское медиа — это паблик «Оренбург онлайн», очень агрессивный, с грубой
подачей новостей и с хейтом в комментариях. Нет какого-то классного культурного
паблика, который мог бы выполнять роль бренд-медиа города. В Казани, например,
есть «Инде», портал, где есть актуальная городская афиша, гастроразборы, они
делают много хороших проектов. Оренбургу этого очень не хватает.

Сегодня, хорошее городское медиа —
это вещь, которая важнее для репутации города, чем архитектура или успехи в
спорте городских команд.

Хотите поддержать проект? Подпишитесь на
Telegram-канал, рассказывающий о культурной жизни Оренбурга. Следите
за новыми интервью, комментируйте интересное.

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник

культура
Comments (0)
Add Comment